Для родителей подростков 15-17 лет.

Чтобы ребенок не стал наркозависимым, родителям рекомендуется в первую очередь предпринять меры предупредительного характера. Они могут выражаться в следующем:

  • обратить внимание на то, как подросток проводит свободное время, с кем общается. Особенно важно знать, с какой группой ребят он дружит в школе и по месту жительства;
  • интересоваться к чему стремятся и проявляют интерес, какие цели преследуют друзья Вашего ребенка;
  • стремиться поддерживать открытое и доброжелательное отношение с друзьями своего ребенка;
  • особенно внимательно контролировать любые случаи появления у подростка денег или вещей, происхождение которых Вам не известно;
  • формировать у детей уважение к закону и правосознание, основанное на нравственности и здравом смысле. При этом целесообразно использовать положительные примеры из своей жизни, из жизни Ваших родственников и друзей, а также авторитетных в молодежной среде людей (популярных спортсменов, музыкантов, певцов, кинозвезд);
  • несовершеннолетние лучше поймут необходимость соблюдения требования закона, если они будут преподнесены в виде различных житейских историй, а не в виде сухого пересказа правовых норм;
  • всегда следует помнить о необходимости быть достойным примером

для своих детей, а также то, что формирование их личности во многом определяется жизненными установками родителей;

  • разъяснять истинные цели преступников, людей, вовлекающих несовершеннолетних в противоправные действия и употребление наркотиков;
  • не забывайте, что юноши и девушки могут прибегнуть к наркотику в состоянии эмоционального расстройства. В случаях, когда они находятся в таком состоянии, особенно важно быть внимательными к ним, сочувственно отнестись к их трудностям и попытаться отвлечь от неприятных размышлений.

Организация антинаркотической профилактической работы в школе. Понимание профилактики, как системы деятельности, позволяет в общегосударственной системе профилактики употребления и незаконного оборота наркотических средств выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде. Она имеет свои специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции, прежде всего, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также органов управления образованием и органов управления здравоохранением на местах (Концепция государственной антинаркотической политики).

Роль школы и преподавателей в профилактике зависимого поведения трудно переоценить, несмотря даже на то, что школа практически утратила свою, когда-то основную социализирующую роль. Школа, по-прежнему, остается тем уникальным организмом, в котором на протяжении девяти-одиннадцати лет складывается мировоззрение подрастающего поколения в процессе обучения и взаимодействия со сверстниками, родителями, учителями, психологами и другими специалистами.

Непосредственная ответственность за исполнение профилактических программ возлагается на школьную дирекцию, т.е. на директора, заместителя директора по социальной работе (вопросам), заместителя директора по воспитательной работе (педагога-организатора), на социальных педагогов и психологов. Количественный и качественный состав этой группы варьируется и зависит от представлений об этой структуре директора школы, наличия ставок и кадров. Основная нагрузка, как правило, ложится на заместителя директора по социальным вопросам или на социальных педагогов, которые непосредственно занимаются малообеспеченными и неблагополучными семьями, трудными подростками и их родителями, осуществляют координацию с Отделом по делам несовершеннолетних (ОДН) Управления внутренних дел и медицинскими учреждениями, организуют лекции специалистов, аккумулируют всю учебнометодическую информацию, необходимую классным руководителям для проведения классных часов и бесед и т.п. Социальный педагог изучает совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные составляющие в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того, чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межличностных отношений, также социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Важную роль в профилактике наркомании в школе играют учителя-предметники, которые видят детей каждый день и лучше знакомы с их семьями. На классного руководителя возлагается задача проведения тематических классных часов, которые включаются в план школьной программы по профилактике наркомании.

Педагогам необходимо информировать родителей учеников о реализуемых в образовательном учреждении программах профилактики наркомании. Это связано прежде всего с тем, что родителям должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса (ст. 15 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).

Профилактика наркомании может быть эффективной только при согласованных действиях образовательного учреждения и семьи. Именно эту согласованность обеспечивает информирование родителей о содержании программ профилактики наркомании.

Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждении предусматривает:

организацию антииаркотической профилактической работы при школьном медицинском кабинете;

организацию внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров для педагогов о методах и средствах предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде;

организацию взаимодействия между образовательным учреждением, комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН), городскими отделами внутренних дел (ГОВД), наркологической службой, службами социальной защиты населения и группами родительского актива;

организацию условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления ПАВ в среде школьников;

методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образовательном учреждении.

Основными технологиями первичной профилактики зависимого поведения в общеобразовательных школах являются:

  • тематические занятия;
  • ранняя диагностика предрасположенности к зависимому поведению;
  • психологические тренинги различной направленности;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение.

Проводимая работа может быть сгруппирована по принципу целевых блоков, например:

  • работа с подростками (программа активной профилактики злоупотребления ПАВ на основе вовлечения молодежи в профилактическую работу);
  • работа с родителями (информирование родителей о проблемах злоупотребления ПАВ, организация групповых и индивидуальных консультаций для родителей, участие родителей в профилактической работе);
  • работа с педагогическим коллективом (формирование навыков у педагогов, как участников профилактической работы);
  • работа с населением - организация системы социального партнерства при профилактике наркозависимости на базе школы.

В силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам наркотизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению наркотических веществ. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги. В США и некоторых европейских странах преподаватели, ведущие занятия по антинаркотической профилактике, предварительно проходят 4-5 месячную подготовку на специальных курсах. Первым шагом специалиста, начинающего вести антинаркогическую профилактику, должен стать анализ собственного опыта и установок по отношению к психоактивным веществам, будь то табак, или алкоголь, или героин, или гашиш. У каждого человека, в большей или меньшей степени, есть опыт употребления психоактивных веществ, а также определенные установки относительно спиртных напитков и наркотических веществ. Семейная обстановка, в которой растет человек, несомненно, определяет его отношение к другим людям, которые употребляют (или не употребляют) алкогольные напитки или наркотики.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

«Есть ли у меня какие-то предположения относительно того, как должен действовать социальный педагог при работе с подростками, имеющими проблемы с употреблением ПАВ?»

«Обязательно ли применять резкую конфронтацию - «тыкать подростка» в его проблему? Или же техника конфронтации вызовет у него сопротивление и сделает его менее откровенным?»

«Если я буду избегать конфронтации с подростками, имеющими проблемы с употреблением ПАВ, не станут ли они отрицать, что это стало для них проблемой?»

«Каково мое мнение о диагностической анкете СТОП (CAGE)? Что я могу сказать о критериях потребления алкоголя, разработанных Национальным институтом по проблемам алкоголизма? Как я сам ответил бы на эти вопросы? Есть ли (или были) у меня проблемы с употреблением алкоголя или наркотиков?»